Построение паттернов в пошаговом секвенсоре Step sequencer
С окном Step sequencer пошагового секвенсора (рис. 3.1) мы познакомили вас в разд. 2.3. Рассмотрим его подробнее. Напомним, что открывается это
окно нажатием кнопки(View step sequencer), расположенной на панели Shortcut, или клавиши <F6>.
3.1. Обзор окна пошагового секвенсора
Большую часть окна пошагового секвенсора занимает матрица кнопок. Горизонтальные ряды матрицы соответствуют различным каналам. Вертикальные ряды соответствуют шагам секвенсора.
Воспроизведение запрограммированной музыкальной последовательности происходит слева направо. Если какая-то из кнопок нажата (выглядит более светлой) — значит, на данном шаге звук будет воспроизводиться соответствующим генератором. Текущий шаг подсвечивается индикатором из ряда Playing step, расположенного под матрицей. Слева от каждого ряда кнопок матрицы имеется светящийся индикатор-переключатель Select. Если индикатор светится — ряд выделен и его состояние можно скопировать в буфер обмена. Кнопки с названиями каналов (в нашем примере — Kick, Clap, HiHat, Snare) открывают окно Channel Settings (см. разд. 6.1) с параметрами соответствующего канала. Содержимое данного окна зависит от того, какой встроенный синтезатор или плагин используется в качестве генератора. Кнопки, открывающие окна настроек каналов, так и называются — кнопки настроек канала (Channel Settings Buttons). Если щелкнуть на любой из этих кнопок правой кнопкой мыши, откроется контекстное меню, описанное в разд. 3.4.
Слева от кнопок настроек параметров каналов расположены регуляторы панорамы (Channel panning) и громкости (Channel volume). Еще левее расположены индикаторы-переключатели Mute/Solo, предназначенные для временного отключения каналов.
В верхнем левом углу окна пошагового секвенсора имеется числовое поле (Beats per bar for this pattern). С его помощью вы можете изменять длительность паттерна, измеряемую в долях такта. По умолчанию одна доля соответствует четырем шагам секвенсора. Количество шагов в доле задается параметром Beat в диалоговом окне Settings (раздел Project, подраздел GENERAL, см. разд. 7.2.5).
Паттерны всегда воспроизводятся в цикле до тех пор, пока вы не остановите воспроизведение. Опция (Repeat step sequencer) включает особый режим воспроизведения паттерна, который проявляется в том случае, если в паттерне присутствует последовательность отпечатков клавиш (см. разд. 2.6), длина которой превышает длину паттерна. Рассмотрим пример. Допустим, партия одного канала записана в виде последовательности отпечатков клавиш длиной, равной двум длинам паттерна. Партии остальных инструментов (ударных) запрограммированы кнопками пошагового секвенсора. Если опция (Repeat step sequencer) отключена, воспроизведение паттерна будет происходить следующим образом: как только указатель текущей позиции покинет пределы пошагового секвенсора, воспроизведение отпечатков клавиш будет продолжаться, а воспроизведение партии, запрограммированной в пошаговом секвенсоре, прекратится. Потом указатель текущей позиции дойдет до конца последовательности отпечатков клавиш и перескочит в начало паттерна. Данный пример проиллюстрирован в паттерне № 1 проекта EX08.FLP, который вы найдете на диске, сопровождающем книгу.
Если опция (Repeat step sequencer) включена, отпечатки клавиш будут воспроизводиться независимо от партии, запрограммированной в пошаговом секвенсоре. Наличие данной опции обусловлено тем, что длина последовательности отпечатков клавиш может превышать длину паттерна. При включенной опции (Repeat step sequencer) указатель текущей позиции словно раздваивается: один его экземпляр циклически пробегает ряды кнопок пошагового секвенсора, а другой его живет самостоятельной жизнью в окне отпечатков клавиш. Данный пример проиллюстрирован в паттерне № 2 проекта EX08.FLP, который содержится на диске, сопровождающем книгу.
Регулятором SWING настраивается смещение шагов секвенсора относительно равных отрезков времени. В результате запрограммированная последовательность звуков приобретает свинговое звучание. Для иллюстрации работы данного параметра мы записали файл примера EX09.FLP (см. диск, сопровождающий книгу). Откройте его, выберите паттерн Pattern 1, запустите воспроизведение и подвигайте регулятор SWING.
Нажатием кнопки [ (Graph editor) для выбранных каналов открывается / скрывается редактор Graph editor (рис. 3.2), позволяющий для каждого шага секвенсора задавать значения следующих параметров:
# Pan — панорама;
# Velocity — скорость движения MIDI-клавиши при нажатии на нее (от значения данного параметра обычно зависит громкость звука);
# Filter cut — частота среза фильтра, применяемого для модификации тембра;
# Filter res — добротность фильтра (еще говорят "глубина резонанса");
# Pitch — смещение высоты тона;
# Shift — смещение ноты по времени относительно шага секвенсора.
Редактор Graph editor представляет собой диаграмму — набор столбцов, высота которых определяет значение параметра для каждого шага секвенсора. То есть каждому шагу секвенсора соответствует отдельный столбец, высоту которого можно изменять с помощью мыши. Выбор нужного параметра осуществляется с помощью полосы прокрутки, расположенной под диаграммой. Воспользовавшись левой кнопкой мыши, можно выстраивать вершины столбцов вдоль прямой линии. Если удерживать нажатой клавишу <Ctrl>, то можно изменять высоту сразу всех столбцов.
В файле EX10.FLP (см. диск, сопровождающий книгу), в паттерне № 1 приведен пример редактирования параметров Velocity канала HiHat с помощью редактора Graph editor.
Нажатием кнопки (Keyboard editor) для выбранных каналов открывается / скрывается клавишный редактор Keyboard editor (рис. 3.3), позволяющий для каждого шага секвенсора задавать высоту тона (ноту). Каждому шагу секвенсора в этом окне соответствует своя виртуальная MIDI-клавиатура, расположенная вертикально. Клавиши, выделенные оранжевым цветом, отображают те ноты, которые воспроизводятся на данном шаге паттерна. С помощью правой и левой кнопок мыши вы можете включать/выключать и перемещать эти ноты. Выключенные ноты обозначаются более ярким цветом, включенные — более темным. Удерживая нажатой клавишу <Ctrl>, можно перемещать все ноты сразу.
Рис. 3.3. Окно пошагового секвенсора (открыт редактор Keyboard editor)
В верхней части клавишного редактора (непосредственно под выбранным рядом кнопок пошагового секвенсора) расположен ряд переключателей (на рис. 3.3 на один из таких переключателей наведен указатель мыши в виде руки), предназначенных для включения режима портаменто (portamento) для соответствующих нот. Включение портаменто осуществляется левой кнопкой мыши, выключение — правой. Портаменто — плавный переход от одной ноты к другой. Портаменто можно использовать только для некоторых генераторов, входящих в поставку FL Studio. В паттерне № 1 файла примера EX11.FLP (см. диск, сопровождающий книгу) с помощью режима портаменто реализовано звучание сирены. В качестве генератора использован синтезатор Зх Osc. Если в дальнейшем вы столкнетесь с тем, что нужный виртуальный синтезатор не поддерживает режим портаменто, то это не значит, что портаменто невозможно организовать альтернативным способом. Большинство синтезаторов, реализованных в виде VSTi и DXi, поддерживают портаменто, просто включать и выключать его можно на панели самого синтезатора или с помощью MIDI-сообщений.
Редакторы Graph editor и Keyboard editor могут быть открыты одновременно.
Количество каналов в проекте может исчисляться десятками. Чтобы не запутаться в них, в окне пошагового секвенсора предусмотрена возможность фильтрации отображаемых каналов. Механизм фильтрации каналов реализован посредством их группировки по каким-либо признакам. Например, вы можете создать группы Drums (барабаны) и Synth (синтезаторы), затем объединить все каналы ударных инструментов в группу Drums, а все мелодические синтезаторы — в группу Synth. В левой нижней части окна пошагового секвенсора расположен раскрывающийся список Channel display filter (фильтр отображаемых каналов), позволяющий выбрать группу каналов. По умолчанию там присутствует только две группы — All (отображать все каналы) и Unsorted (отображать неотсортированные каналы). Если выбрать какую-то другую группу, то в окне пошагового секвенсора отобразятся только каналы данной группы (например, только ударные или только мелодические). Перебирать группы отображаемых каналов удобно также с помощью клавиш <Page Up> и <Page DownX Добавлять, удалять и переименовывать группы каналов можно с помощью команд контекстного меню, открываемого щелчком правой кнопкой мыши на списке Channel display filter:
# Add filter group — добавить группу;
# Delete filter group — удалить группу;
# Rename filter group — переименовать группу.
После выбора команды добавления или переименования группы открывается маленькое окно, содержащее текстовое поле. В нем следует ввести название группы. При удалении группы последует запрос на подтверждение удаления. Команды удаления и переименования действуют применительно к текущей группе, кроме группы All.
Следует понимать, что удаление групп не влечет удаления каналов. Вы всего лишь удаляете фильтр, используемый для отображения каналов.
Предположим, вы создали несколько групп. Как "раскидать" по этим группам каналы? Допустим, созданы группы Drums и Synth. Выделите все каналы ударных звуков и выберите команду Channels > Group selected главного меню или нажмите клавиши <Alt> + <G>. По логике вещей вам должно быть предложено меню существующих групп, чтобы поместить в выбранную группу выделенные каналы. Однако вместо этого откроется маленькое окошко, где следует ввести название нужной группы. Применительно к нашему примеру, нужно ввести Drums. После этого выделенные каналы "переместятся" в соответствующую группу. Если ввести название несуществующей группы, группа будет автоматически создана. Пример группировки каналов приведен в файле EX12.FLP (см. диск, сопровождающий книгу).
3.2. Операции над каналами
Рассмотрим команды меню CHANNELS программы FL Studio, предназначенные для различных операций над каналами.
3.2.1. Добавление канала, подключение VSTi и DXi к проекту
CHANNELS > Add one — добавить канал. В данном подменю можно выбрать один из встроенных генераторов FL Studio. Можно считать, что операция добавления канала эквивалентна операции подключения встроенного синтезатора/сэмплера или плагина к проекту FL Studio. To есть когда вы подключаете какой-либо генератор, для него автоматически создается канал. Большинство генераторов, поставляемых с FL Studio, реализовано в виде плагинов. Но некоторые генераторы встроены в FL Studio (являются неотъемлемой частью программы). Кроме плагинов собственного формата (Fruity), FL Studio поддерживает VST- и DX-плагины. Чтобы подключить VST- или DX-инструменты к проекту FL Studio, следует воспользоваться командой CHANNELS > Add one > More. Откроется диалоговое окно Select generator plugin (рис. 3.4).
В этом окне отображается список всех обнаруженных FL Studio плагинов. Если вы установили какой-либо плагин, но в списке окна Select generator plugin он отсутствует, следует нажать кнопку Refresh (обновить). Откроется меню с командами:
# Fast scan (recommended) — быстрое сканирование плагинов (рекомендуется);
# Scan & verify (unsafe!) — сканировать и проверять (не исключено, что при выполнении этой команды компьютер может зависнуть).
После выбора команды FL Studio выполнит процедуру выявления вновь установленных плагинов, по завершении которой они будут выделены в списке красным цветом. Бывает и так, что VST-плагины рассчитаны на работу только с каким-то одним приложением. Например, VST-плагины из поставки Cubase SX будут работать только с этим редактором. Во время выполнения процедуры обновления списков плагинов FL Studio может выдавать сообщения о том, что какие-то плагины не поддерживают данный хост (т. е. не поддерживают FL Studio).
\
Рис. 3.4. Диалоговое окно Select generator plugin
Плагины в списке окна Select generator plugin разбиты на несколько категорий:
# DXi plugins — DX-инструменты;
# Fruity generator plugins — инструменты, реализованные в виде плагинов собственного стандарта FL Studio;
# VST plugins — эффекты, реализованные в виде VST-плагинов (некоторые входят в поставку FL Studio);
# VSTi — VST-инструменты.
Слева от названия каждого из плагинов имеется поле-флажок. Щелкая на этом флажке, можно "ставить" или убирать букву F (по всей видимости, от favourite — фаворит). Наличие буквы F рядом с названием плагина говорит о том, что соответствующий плагин будет доступен в подменю CHANNELS > Add one и чтобы добавить этот плагин в проект, не нужно открывать окно Select generator plugin.
В нижней части окна Select generator plugin отображаются название выбранного плагина и его краткое описание (только для плагинов категории Fruity generator plugins).
Выполните двойной щелчок на названии нужного плагина (инструмента), чтобы подключить его к проекту FL Studio. При успешном подключении в окне пошагового секвенсора появится соответствующий канал.
3.2.2. Другие операции над каналами
Рассмотрим остальные команды меню CHANNELS FL Studio:
# CHANNELS > Clone selected (<Shift> + <Ctrl> + <C>) — клонировать выделенные каналы (создать их точные копии);
# CHANNELS > Delete selected (<Shift> + <Del>) — удалить выделенные каналы;
# CHANNELS > Move selected up (<Alt> + О) — переместить выделенные каналы в окне пошагового секвенсора на одну позицию вверх;
# CHANNELS > Move selected down (<Alt> + О) — переместить выделенные каналы в окне пошагового секвенсора на одну позицию вниз;
# CHANNELS > Group selected (<Alt> + <G>) — переместить выделенные каналы в группу (см. разд. 3.1)',
# CHANNELS > Color selected > Gradient (<Alt> + <C>) — раскрасить кнопки настроек выделенных каналов плавно изменяющимися цветами (сначала в стандартном диалоговом окне выбора цвета вы зададите начальный и конечный цвета цветового перехода);
# CHANNELS > Color selected > Random (<Ctrl> + <Alt> + <C>) - раскрасить кнопки настроек выделенных каналов случайными цветами (используются цвета, характерные для интерфейса FL Studio);
# CHANNELS > Zip selected (<Alt> + <Z) — архивировать выделенные каналы;
# CHANNELS > Unzip all (<Alt> + <U>) — разархивировать все каналы.
При архивировании с информацией выделенных каналов ровным счетом ничего не происходит. Изменяется лишь режим отображения этих каналов: вместо различных элементов канала (кнопки настроек каналов, ряда кнопок пошагового секвенсора и т. д.) отображается лишь небольшая узкая кнопка. Если щелкнуть на ней левой кнопкой мыши, откроется окно настроек канала. Если щелкнуть правой кнопкой мыши — канал разархивируется. Архивация — еще один способ (помимо группирования) сократить площадь, занимаемую элементами каналов в окне пошагового секвенсора.
3.3. Операции над паттернами
Рассмотрим команды подменю EDIT главного меню FL Studio, предназначенные для различных операций над паттернами:
# Undo (<Ctrl> + <Z>) — отмена последнего изменения в паттерне (не позволяет отменять команды удаления/добавления каналов);
# Cut (<Ctrl> + <X>) — вырезать содержимое паттерна для выделенных каналов в буфер обмена;
# Copy (<Ctrl> + <С>) — копировать содержимое паттерна для выделенных каналов в буфер обмена;
# Paste (<Ctrl> + <V>) — вставить содержимое буфера обмена в текущий паттерн;
# Shift left (<Shift> + <<— >) — сместить все содержимое паттерна для выделенных каналов на шаг влево;
# Shift right (<Shift> + <—*>) — сместить все содержимое паттерна для выделенных каналов на шаг вправо;
# Randomize (<Alt> + <R>) — рандомизировать паттерн для выделенных каналов (расставить ноты и выбрать значения параметров синтеза случайным образом);
# Send to piano roll (<Alt> + <P>) — преобразовать последовательность нот, запрограммированную в пошаговом, секвенсоре, в последовательность отпечатков клавиш.
Команда EDIT > Randomize главного меню открывает диалоговое окно Step sequencer - randomizer (рис. 3.5). В нем присутствуют две группы элементов:
# Pattern — параметры случайного заполнения паттерна нотами;
# Levels — параметры случайного изменения панорамы, громкости и т. д.
Рассмотрим параметры группы Pattern:
# опция Pattern — включение режима случайного заполнения нотами (если опция выключена, то приведенные ниже параметры не учитываются);
# Octave -- номер базовой октавы, соответствующей центру случайного распределения нот;
# Range — ширина диапазона случайного распределения нот в октавах;
# Key / scale — тональность и аккорд (или лад);
# Population — количество генерируемых нот;
# Random portamento - расстановка портаменто случайным образом (см. разд. 3.1);
# Seed — выбор случайной последовательности.
Рис. 3.5. Диалоговое окно Step sequencer - randomizer
Рассмотрим параметры группы Levels окна Step sequencer - randomizer:
# опция Levels — включить рандомизацию параметров синтеза (если опция выключена, то приведенные ниже параметры не учитываются;
# группа Levels — глубина случайной модуляции следующих параметров: PAN (панорама), VOL (громкость, точнее, Velocity — скорость нажатия MIDI-клавиши), CUT (частота среза фильтра), RES (добротность фильтра), PITCH (смещение высоты тона);
# Reset before processing — не учитывать исходные значения параметров (т. е. не вносить случайные изменения в значения параметров, а заменять значения параметров на случайные);
# Bipolar — генерировать биполярные значения параметров (когда число отрицательных и положительных случайных приращений параметра оказывается в среднем одинаковым);
# Seed — выбор случайной последовательности.
В правом нижнем углу окна находится большая "галка" - это эквивалент привычной кнопки ОК.
В математике есть понятие случайных чисел. Так вот, с математической точки зрения случайные последовательности в FL Studio вовсе не являются случайными. Более того, они не являются даже псевдослучайными. Нажимая кнопки Seed, в действительности вы выбираете предопределенные шаблоны с различными последовательностями, которые для слушателя создадут звучание как при случайном изменении какого-либо параметра.
Работать с окном Step sequencer - randomizer удобнее всего по следующей схеме. В режиме редактирования паттерна (на транспортной панели включена опция PAT) запустите текущий паттерн на воспроизведение. Нажатием клавиш <Alt> + <R> откройте окно Step sequencer — randomizer и внесите изменения в настройки рандомизации. Если включена опция Pattern, то вносимые изменения тут же отображаются в окне клавишного редактора. Если включена опция Levels, то вносимые изменения тут же отображаются в окне редактора Graph editor. Кроме визуального контроля, у вас есть возможность слышать вносимые изменения.
3.4. Контекстное меню кнопки настроек канала
Если сделать правый щелчок на кнопке настроек канала, откроется контекстное меню с командами операций над каналами и операций над паттернами. Некоторые команды данного контекстного меню дублируют команды главного меню, другие являются уникальными.
Контекстное меню кнопки настроек канала содержит следующие команды:
# Piano roll — аналог команды EDIT > Send to piano roll главного меню;
# Rename — переименовать канал;
# Load sample — загрузить сэмпл для данного канала;
# Cut itself — опция ограничения полифонии канала (очередная нота будет прерывать звучание предыдущей ноты);
# Edit — подменю, команды которого дублируют некоторые команды главного меню;
# Fill each 2 steps, Fill each 4 steps, Fill each 8 steps — активировать каждый второй, четвертый, восьмой шаг пошагового секвенсора соответственно;
# Insert channel — аналог команды CHANNELS > Add one главного меню;
# Clone channel — клонировать канал;
# Delete channel — удалить канал.
Команда Load sample доступна в том случае, если в качестве генератора используется встроенный сэмплер FL Studio — генератор, называемый SMP. Именно этот генератор мы использовали в своих примерах в качестве генератора ударных звуков.
Опция Cut itself тоже доступна не для всех генераторов (например, недоступна для встроенного синтезатора TS404).
3.5. Многослойность
В FL Studio имеется возможность сделать так, чтобы несколько выбранных пользователем каналов звучали как единое целое и управлялись одним особым каналом. Технология, позволяющая воспроизводить одновременно несколько тембров для озвучивания одного инструмента, называется многослойностью (Multi-Layering). Пример применения многослойности: вы нажимаете на MIDI-клавиатуре одну клавишу, при этом одновременно начинают звучать несколько разных тембров, результирующий тембр получается очень насыщенным.
В FL Studio многослойность реализована с помощью специального плагина Layer. Познакомимся с его работой на практике.
Создайте новый канал, выбрав в качестве генератора этот плагин. Кнопкой настроек канала Layer откройте диалоговое окно Channel settings (рис. 3.6). Не закрывая данное окно, в пошаговом секвенсоре выделите те каналы, которые хотите объединить. В окне Channel settings канала Layer нажмите кнопку Set children (подчинить выделенные каналы).
Рис. 3.6. Окно Channel settings (используется плагин Layer)
Теперь с помощью канала Layer вы можете управлять группой подчиненных каналов. Каждый из подчиненных каналов может иметь свои последовательности нот и параметры синтеза. Но теперь подчиненные каналы являются зависимыми от канала Layer. Например, у каждого из подчиненных каналов может быть установлено свое значение параметра PAN (панорама). Но когда вы сместите панораму для канала Layer, панорама пропорционально сместится и у всех подчиненных ему каналов. Кроме панорамы, для управления посредством канала Layer доступны следующие параметры: VOL — громкость, PITCH — высота тона, CUT и RES — частота среза и добротность фильтра.
Рассмотрим элементы группы Layering окна Channel settings канала Layer:
# Show children — выделить подчиненные каналы;
# Random — каждую последующую ноту воспроизводить генератором, выбранным случайным образом из группы подчиненных каналов;
# Crossfade — режим плавного перехода между голосами подчиненных каналов с помощью регулятора FADE.
Щелчком на надписи Layering открывается меню, содержащее следующие команды:
# Group children — объединить подчиненные каналы в группу с заданным именем;
# Delete children — удалить подчиненные каналы;
# Split children — разложить тембры подчиненных каналов по MIDI-клавиатуре, начиная от базовой ноты.
Базовая нота (Roote note) задается щелчком правой кнопки мыши на клавише виртуальной MIDI-клавиатуры, расположенной в нижней части окна. О том, что такое базовая нота, читайте в разд. 6.1.1.
С помощью команды Split children вы можете формировать наборы ударных инструментов, управляемые каналом Layer. При этом отдельным клавишам MIDI-клавиатуры будут соответствовать разные звуки. С учетом того, что для воспроизведения этих звуков задействованы разные каналы из числа подчиненных, для каждого звука можно применять независимую регулировку параметров синтеза и независимую обработку эффектами.